«Асса-2» по-ассовски Про "2-Ассу-2" и Соловьева, про "Анну Каренину" и Толстого

Кино

Как давно я хотел посмотреть этот фильм. Рыскал по кинотеатрам, в которых фильм давали всего на нескольких неудобных сеансах, звонил, а билетов уже не было. И вдруг, совершенно случайно узнал, что «Асса-2» идет в «Клубе Эльдар», уже давно — несколько месяцев. В первые же выходные поехал смотреть.

В свое время фильм «Асса» смотрелся ярко и нестандартно. Особенно, после портретного советского кино, этот фильм был как жемчужина в Марианской впадине, почти впервые показав крупным планом и на широком экране то, что называли тогда молодежной суб-культурой.

2-Асса-2
2-Асса-2

Новая «Асса» уже не вызывает таких ярких эмоций от открытия запретного и нового, однако не разочаровывает: Соловьев в очередной раз не изменяет себе и своей линии, положенной еще ровно 20 лет назад. Здесь место Виктора Цоя занимает Сергей Шнуров, которого Соловьев умело смешивает с героем Юрия Башмета («между нами толстая стена») и приправляет песнями Екатерины Волковой (на этом месте колоритно смотрелась бы Земфира или даже Янка Дягилева).

Пересказать сюжет фильма можно в нескольких предложениях. Первый фильм заканчивается убийством Крымова его любовницей Аликой. «Асса-2» начинается с показа тюремных лет Алики: там, в тюрьме ее находит режиссер (Маковецкий), тогда же она начинает свою карьеру актрисы (Соловьев ретроспективно показывает роли Друбич в своих послеасовских фильмах). Там же в тюрьме Алика рожает дочь — Анну, отцом которой Алика считает своего молодого друга Бананана. В тюрьме Алика читает «Анну Каренину», роль которой ей предстоит сыграть много лет спустя. Потом сюжет закручивается вокруг дочери убитого Крымого (Олеся Судзиловская была неожиданным открытием в этом соловьвском наборе), съемок «Анны Карениной» и «воскресшего» Бананана. Конец предсказуем и неожиданен, печален и обыден — все по-ассовски!

[yframe url=’http://www.youtube.com/watch?v=pU4xMpVEPAM’]

Но это всего лишь сюжет, а фильм совсем другой. Нельзя передать иронию и фантасмагорию, которую вносит Соловьев в свои фильмы между строк и кадров, строками и вставками. Частые обращения к оригиналу вносят элемент ностальгии по тем временам, по той «Ассе», когда все было пропитано воздухом свободы, воздухом перемен и надежд. Почти целое поколение разделило эти два фильма — у главной героини взрослая дочь, а воздух свободы превратился в смрад бытия, разрушив надежды хоть на какие-то перемены. Взрастившееся на «Ассе» поколение выросло и забыло про свои желания, навеваемые когда-то песнями перемен Виктора Цоя. Мир изменился, а вот «Асса» осталась почти той же — воздушной и ироничной, но уже не вселяющей надежды на новые перемены.

Я вот думал, что же «2-Асса-2» идет ограниченным показам, по маленьким городам и периферийным кинотеатрам. А посмотрев, я понял, что новому поколению эта «Асса» уже не будет интересна, а поколение «Ассы» вряд ли уже дойдет до кинотеатра, найдя время на толику ностальгии по тем временам в своем жизненном водовороте…

«2-Асса-2» продолжение той культовой «Ассы», такое и совсем другое, часть дилогии, вторым фильмом которой является «Анна Каренина». Они так обычно и идут, парой, во всех кинотеатрах, куда их закидывает ограниченный показ.

И вот следующие выходные  пройдут с просмотром «Анны Карениной». Но сначала надо хоть что-то вспомнить из той далекой советской школьной программы, когда проходили Толстого. Почти неделя на прочтение оригинала, который в моем букридере занял 1600 страниц. Надеюсь, хоть половину осилить, а то ведь не пойму примечательности соловьевской постановки.

И вообще, с произведениями Льва Толстого у меня, бывшего советского школьника, странные отношения. «Бал Наташи Ростовой», «Разговор Болконского с дубом», «Небо над Аустерлицем», «Образ Пьера Безухова» кажутся мне совершенно отдельными произведениями великого Льва Николаевича. А из «Анны Карениной» помнится только расхожая фраза про то, что все там смешалось и про графинчики они же женщины. И еще про поезд. Во как учили: не произведение в своем единстве воспринимать, а набор каких-то образов и ключевых сцен.

… Прочитал уже 100 страниц: язык Толстого несколько тяжеловат (как же школьники-то это читают и, главное, зачем? может стоит самому дорасти?), но читать интересно, временами даже смешно, и не думал, что Толстой так верно, точно и очень подробно подмечает мелочи людского характера. Теперь все осознанно…

Комментариев нет

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кино
Жестокая Елена, или что навеял новый фильм Андрея Звягинцева "Елена"

С той поры, когда Ева откусила кусок злополучного яблока и мир стал постепенно сходить с ума, мало что поменялось в отношениях полов. «Все проблемы мужчин от женщин» — эта, вероятно, расхожая фраза, пронизывает новый фильм Звягинцева, получивший награду в Каннах. Не знаю, знает ли об этом сам Звягинцев, но мне …

Кино
Любовь как отражение себя Про одно нестандартное видение любви

Как много снято фильмов о любви: от стеснительных поцелуев в советском кинематографе до откровенных сцен в каком-нибудь малобюджетном независимом американском кино. Но суть любви при этом не меняется: трактовки могут быть разные, а выводы обычно одни и те же. И как редко можно встретить киношный бриллиант, который как-то не так …

Кино
Меланхолия под Вагнера Меланхолия под Вагнера

Окончание отпуска ознаменовалось просмотром фон-триеровской «Меланхолии». Большой экран «Киноцентра», завораживающая музыка Вагнера и догматские элементы культового режиссера сделали просмотр нескучным и интересным.